Рациональный потребитель

Приобретая товары и услуги, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Однако потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. В связи с чем следует, что поведение потребителя должно быть рациональным.

Особенности продажи парфюмерной продукции, требования технического регламента к её маркировке

При продаже парфюмерии продавец обязан соблюдать требования:

Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей),

Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).

Обязательная маркировка парфюмерной продукции средствами идентификации в системе «Честный ЗНАК»

С 1 октября 2021 г. в розничной торговле продавец не имеет права предлагать к продаже немаркированную средствами идентификации парфюмерную продукцию (коды ТН ВЭД ЕАЭС – 3303 00 и ОКПД 2 группы 20.42.11 (духи, вода туалетная, одеколоны), т.к. введена обязательная маркировка средствами идентификации в виде кодировки в формате Data Matrix. Требования к обязательной маркировке духов и туалетной воды (в новом электронном формате) установлены Правилами маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1957.

См. более подробно об обязательных требованиях законодательства, предъявляемых к маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды, в информации от 08.11.2022 на сайте в разделе «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» вкладка «Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. ссылку https://42.rospotrebnadzor.ru/content/1251/115457/).

Обязательная маркировка парфюмерной продукции

согласно требованиям технического регламента

Парфюмерная продукция также должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее – ТР ТС 009/2011), который устанавливает, среди прочего, требования к продукции (её составу, физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим показателям, содержанию токсичных элементов и др.) в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно её назначения и безопасности.

Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС (далее – единый знак), его графическое изображение представлено ниже:

Продукция, не соответствующая требованиям технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком и не допускается к размещению на рынке. Маркировка единым знаком осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.

Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке, открытке или листе-вкладыше, ярлыке должна содержать следующие сведения о товаре:

  • наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
  • наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
  • страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
  • наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
  • номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
  • срок годности;
  • описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
  • особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
  • номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
  • сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
  • список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции, единицы измерения могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.

Данные требования к маркировке также распространяются на пробники, предназначенные для передачи потребителям.

Оценка соответствия парфюмерной продукции требованиям ТР ТС 009/2011 проводится в форме декларирования соответствия.

Отсутствие указанной информации ставит под сомнение происхождение товара, его качество и безопасность.

Основные положения правил продажи,

порядка предоставления информации о продавце и товаре

Продавец обязан довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о себе, как о продавце, а также предлагаемых к продаже товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора.

Для индивидуального предпринимателя:

до потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Для юридического лица:

продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.

Режим работы государственных, муниципальных организаций устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций иных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (ст. 11 Закона о защите прав потребителей).

Правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения потребителей.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

На торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара.

Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

В случае поступления претензии потребителя продавец обязан направить ему ответ в отношении заявленных требований.

Продажа товаров осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

В случаях если Правилами продажи предусмотрена обязанность продавца по предоставлению потребителю кассового или товарного чека, такая обязанность признается исполненной также при направлении потребителю кассового или товарного чека с помощью электронных и иных технических средств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно требованиям Правил продажи, при реализации парфюмерии потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов (платежная система «МИР»), а также наличных расчетов по выбору потребителя. При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей).

Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

ВАЖНО! Право на обмен и возврат товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 на парфюмерную продукцию не распространяется. Однако, покупатель вправе вернуть товар в магазин в случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества (в т.ч. приобретённого дистанционно) установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона о защите прав потребителей.

Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (в т.ч. приобретённого дистанционно) установлена положениями, предусмотренными статьями 12 Закона о защите прав потребителей.

Особенности покупки парфюмерии дистанционно

При дистанционном способе продажи продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, месте нахождения продавца, месте изготовления товара, наименовании продавца (изготовителя), цене и условиях приобретения товара, доставке, гарантийном сроке (при наличии), порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю. Однако, в любом случае, приобретая товар дистанционным способом (например, через Интернет), потребитель (после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи) должен получить от продавца подтверждение заключения такого договора на условиях оферты, содержащей все существенные условия договора.

Продавец обязан указать полное фирменное наименование (наименование) организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (при наличии) (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. Информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.

Продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

ВАЖНО! При дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему уплаченную денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.