ОСОБЕННОСТИ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ.
Аэропорты являются
важным составляющим элементом инфраструктуры воздушного транспорта и
транспортной системы любой страны, поскольку их деятельность направлена на
прием и отправление воздушных судов, перемещение пассажиров, багажа, почты и
грузов. Функционирование аэропортов предусматривает широкий перечень различных
видов хозяйственной и техногенной деятельности, к числу которых относится
эксплуатация воздушных судов и наземной техники, сопровождающаяся выхлопами
газов и продуктов сгорания авиационного топлива, их оседанием на почву и
производственную поверхность; мойка и обработка самолетов, взлетных полос
средствами от обледенения; содержание в надлежащем состоянии
авиационно-технических баз, навигационных сооружений, подсобных помещений;
гигиеническое обслуживание потребностей пассажиров в соответствии с санитарными
требованиями и др. Вся эта деятельность в
целом влечет за собой загрязнение почв стоками с различными механическими,
физическими и химическими примесями (осадок, стружка, грязь, песок,
нефтепродукты, бензол, свинец и др.), которые отрицательно влияют на отдельные
природные объекты, экологическую систему в целом и ставят под угрозу здоровье
людей. Исследования, проведенные и в России, и за рубежом, свидетельствуют, о
том, что уровень загрязнения почв на территории предприятий по ремонту и
эксплуатации авиационной техники достаточно высок. В почве содержится в среднем
до 200-250 г органических и неорганических химических веществ искусственного
происхождения. К примеру, согласно данным мониторинговых исследований в
аэропорту Пулково главными загрязнителями почв являются тяжелые металлы и
нефтепродукты, химические вещества, а также вредные выбросы, попадающие в
атмосферу. Таким образом, с учетом вышеизложенного, среди актуальных вопросов,
требующих своего комплексного решения, остается вопрос защиты почв от
загрязнения стоками аэропортов и веществами, образующими в результате
обслуживания воздушных судов.
Однако, несмотря на повышенное внимание со стороны научно-экспертных кругов к
исследуемой тематике, а также значительное количество наработок и публикаций,
ряд проблемных аспектов, касающихся предотвращения загрязнения почв в
аэропортах, снижения нагрузки на грунты прилегающих территорий, разработки
действенных методов мониторинга и очистки почв остаются не решенными и
требующими более углубленных исследований. Значительное загрязнение почвенного
покрова в пределах аэропортов происходит по причине разлива нефтепродуктов.
Исследования показали, что поверхностный сток с территории аэропорта
характеризуется повышенным содержанием тяжелых металлов, органических примесей
и других веществ. Проведение широкомасштабных обследований почв в зонах влияния
авиапредприятий свидетельствует о том, что содержание тяжелых металлов в них
превышает более, чем в 20 раз допустимые нормы. Максимальное загрязнение
наблюдается у складов горюче-смазочных материалов, ремонтных мастерских, а
также вдоль взлетно-посадочной полосы. При сильном и умеренном загрязнении в
почвах содержится от 8 до 18 мг/кг тяжелых металлов. В целом почвы вблизи
аэропортов загрязнены такими тяжелыми металлами как: цинк, медь, свинец, хром,
олово, вольфрам, а также специфическими (кобальт, никель, кадмий).
Исследования, проведенные в Международном аэропорту О'Хара, Чикаго, позволили
прийти к выводу, что токсичность грунтов находится в прямой зависимости от
содержания в них нефтепродуктов и свинца. Помимо непосредственно повышения
токсичности почв, аварийный разлив нефтепродуктов усугубляют ситуацию с восприимчивостью
больших участков территории аэропортов к ветровой эрозии. Также эрозии грунтов
способствуют выбросы газов, поступающих в природную среду в результате эмиссии
двигателей внутреннего сгорания и спецавтотранспорта. Помимо нефтепродуктов вторую
группу источников загрязнении почв в аэропортах составляет смывание в почвенный
покров химических веществ, используемых для содержания воздушного транспорт и
техники. Из большого количества загрязняющих веществ, которые попадают в
землю в результате обслуживания и использования воздушного транспорта,
последствия загрязнения земель химическими веществами являются наиболее
опасными и экологически значимыми по своему токсико-биологическому эффекту. К
числу таких химических веществ относятся противообледенительные средства,
которые попадают на грунтовые участки и проникают в почву во время таяния
снегов. Противообледенительные химикаты отрицательно влияют на качество грунта
и функции почвы.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Основными
источниками загрязнения грунта от воздушного транспорта являются разливы
нефтепродуктов, химические вещества, используемые для обслуживания воздушных
судов и взлетно-посадочных полос, микрочастицы, выделяемые двигателями
самолетов. В данном контексте не подлежит сомнению тот факт, что меры
экологической защиты почв от загрязнения результатами деятельности воздушного
транспорта должны быть составным элементом экологической безопасности каждого
аэропорта и авиационной отрасли в целом.
(Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в
Чувашской Республике-Чувашии в г.
Новочебоксарске»)