Изготовление
одежды и обуви индивидуально для потребителя регламентируется Гражданским
Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992
№2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), Правилами
бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 21.09.2020 г. №1514 (далее- Правила № 1514).
Доводим до сведения потребителей, что выбирая исполнителя для оказания вышеуказанных видов услуг, стоит помнить, что Закон № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг. При этом под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на потребительском рынке.
Правоотношения между физическим лицом и физическим лицом или самозанятым вышеуказанным Законом РФ № 2300-1 и Правилами № 1514 не регулируются и не относятся к установленной сфере деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.
Исполнитель, которому потребитель решил доверить пошив изделия (одежда, обувь), должен в соответствии со ст. 9, 10 Закона № 2300-1 и п. 2, 3 Правил № 1514 довести до сведения потребителя информацию о себе (наименование хозяйствующего субъекта, адрес местонахождения, режим работы), а так же информацию об услугах (работах), порядок приема и оформления заказов на услуги (работы).
Между потребителем и исполнителем должен быть заключен договор на оказание услуги (выполнение работы) в письменной форме (квитанция, иной документ), который должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю.
В соответствии с п. 9 Правил № 1514 исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, предусмотренные договором об оказании услуг (выполнении работ). В указанном договоре делается отметка о фактической дате оказания услуги (выполнения работы).
В соответствии со ст. 32 Закона № 2300-1 потребитель вправе в любое время отказаться от услуги, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы.
В соответствии со ст. 29 Закона № 2300-1 в случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе в том числе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребителю необходимо написать письменную претензию в адрес хозяйствующего субъекта, с изложением своих требований и передать её либо под роспись исполнителю, либо направить письмом с уведомлением о вручении.
Если потребитель отдаёт претензию лично, она должна быть составлена в двух экземплярах: один остаётся хозяйствующему субъекту, второй — у потребителя. На экземпляре потребителя тот, кто принимает претензию, должен поставить дату и расписаться в том, что её принял, с указанием Ф.И.О. и должности.
В случае уклонения продавца от удовлетворения законного требования потребителя, поскольку в основе конфликта лежит имущественный спор, в соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ и ст. 17 Закона № 2300-1 он подлежит разрешению в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1 потребитель вправе предъявить иск по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, при этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме этого, разъясняем, что в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав может обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется также судом.
Также разъясняем, что в соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 40 Закона № 2300-1 Роспотребнадзор (его территориальные органы) до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.
В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).