Как стать киберграмотным в пожилом возрасте?

Кибертехнологии включают использование не только непосредственно самого компьютера, но и любых совместимых с ним устройств (планшет, мобильный телефон, «умные» часы и т.д.), многие пожилые люди ведут активный образ жизни, заботятся о своем здоровье, выполняют сложные профессиональные функции, связанные с высокой интеллектуальной нагрузкой. Большинство граждан пожилого возраста любят проводить время в соцсетях, переписываться в мессенджерах, например WhatsApp, Viber или Telegram, поэтому очень часто они сталкиваются с обманом, попытками завладеть их сбережениями.

В Управление неоднократно обращаются граждане преклонного возраста, которых обманули, мошенническим путем завладели их денежными средствами, хранившимися во вкладах, на пенсионных банковских счетах и т.п.

Если не  хотите рисковать своими накоплениями, воспользуйтесь простыми советами для защиты от мошенников:

В телефонном разговоре мошенники пытаются выведать конфиденциальную информацию о вашем финансовом положении, например о пенсионных накоплениях, о фонде, в котором открыт пенсионный счёт. Также они могут обманом узнать данные ваших банковских карт или попросить совершить срочный платёж. При этом мошенники часто используют «одноразовые» или скрытые номера телефонов.

Главная задача мошенников — похитить ваши данные и деньги, играя на эмоциях.

Главная ваша задача — не паниковать и не торопиться совершать какие-либо действия. Спокойно откажите и положите трубку. Затем перезвоните в банк или пенсионный фонд и расскажите о случившемся. Помните, мошенники — хорошие психологи, фразы подготовлены специалистами и направлены на то, чтобы вы выполняли все их указания.

Самые распространённые фразы мошенников:

  • «С вашего счёта хотят перевести деньги в другом городе…»
  • «На вас оформили кредит…»
  • «Примите участие в расследовании. Никому о нём не рассказывайте. Помогите поймать нечестного сотрудника…»
  • «Продиктуйте код для отмены мошеннической операции…»
  • «Ваши пенсионные накопления находятся в опасности. Чтобы избежать финансовых потерь, необходимо перевести сбережения на безопасный счёт…»
  • «Для сохранности ваших денежных средств мы откроем специальную ячейку, на которую будут переведены ваши деньги на время проведения расследования…»
  • Автоматическое сообщение от бота: «Ваша карта заблокирована, перезвоните, пожалуйста, по номеру...»
  • «Надо установить специальное мобильное приложение, которое поможет ликвидировать вирусы и защитит ваши средства...»
  • «Зафиксирована попытка войти в ваш личный кабинет...»
  • «В каких ещё банках у вас открыты счета?»
  • «Давайте уточним остаток средств на вашей карте...»
  • «В каком фонде вы храните свои пенсионные накопления? Мы переведём их в другой фонд с более высоким процентом по вкладам. Сообщите смс-код…»

Фишинговые письма и сайты

Мошенники активно используют электронные письма и интернет-сайты для обмана. Такие обманные письма и сайты-ловушки называют фишинговыми

Как определить фишинговое письмо:

  • Письмо отправлено с сайта, очень похожего на официальный, например manager@sberb.ru. Но в официальном источнике может быть только sberbank.ru
  • Ссылки в письме не совпадают с реальными и ведут на сайт злоумышленников. Они могут быть замаскированы под адреса настоящих организаций. Например https://pfr.gov.ru — ссылка на официальный сайт Пенсионного фонда РФ, а http://pfr.gow.ru — неверная ссылка
  • Письмо содержит подозрительные вложения, например с расширениями: ехе, bat, vbs, js, msi, при открытии которых запускается вирус. Расширение — это символы после точки в названии файла
  • Мошенники могут специально допускать ошибки в словах, например «отправьтепароль» одним словом, чтобы обходить фильтры почтовых серверов, которые автоматически блокируют такие письма или направляют их в спам.

Главная ваша задача — быть внимательным. Помните, мошенники активно используют современные технологии для подделок писем и сайтов, чтобы запутать вас.

Типы фишинговых сообщений:

  • Получение наследства от неизвестного родственника
  • Предложение купить товар по очень низкой стоимости
  • Предложение заполнить заявку на получение компенсаций или льгот
  • Оповещение о необходимости оплаты штрафов или налогов, уклонение от оплаты которых повлечёт уголовную ответственность
  • Предложение о переводе пенсионных накоплений в другой фонд с более выгодными условиями
  • Сообщение о попытке взлома личного кабинета мобильного банка или подозрительной активности
  • Просьба подтвердить или обновить личную информацию
  • Предложение принять участие в опросе за призы и подарки
  • Предложение немедленно получить выигрыш, перейдя по ссылке и заполнив форму с персональными данными.

Как безопасно общаться в цифровом пространстве:

Главная ваша задача — быть аккуратным и бережно относиться к данным.Помните, что мошенники используют любую возможность, чтобы заполучить нужную им информацию. Не отправляйте фотографии своих банковских карт и документов

Как защитить себя от мошенников:

  • Следите за тем, какой информацией делитесь
  • Внимательно относитесь к тому, что хотите переслать в чате, не выкладывайте информацию, содержащую персональные данные
  • Не участвуйте в опросах, где требуется предоставить личную информацию о вас: ФИО, паспортные данные, адрес проживания и другие

Доверяйте, но проверяйте!

  • Не бросайтесь переводить деньги другу, оказавшемуся в беде. Сначала позвоните ему и убедитесь, что ситуация, описанная в сообщении, реальна и  ваша помощь действительно нужна. Если дозвониться не удастся, попробуйте узнать информацию через общих знакомых. Скорее всего, от них вы услышите, что страницу друга взломали мошенники.
  • Если вы получили письмо, в котором объявлено о новой выплате от государства, перепроверьте информацию на официальных сайтах или позвонив по телефону в нужное ведомство.
  • Не поддавайтесь на провокации и агрессивное поведение. Если столкнулись с интернет-травлей, не отвечайте обидчику и ничего ему не доказывайте. Заблокируйте агрессора и сообщите об инциденте в службу поддержки.