Информация для потребителей: Навязывание услуг. Ответственность продавца

Российское законодательство не содержит определения такого понятия как навязывание услуг. Однако содержание п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг - это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров. Навязывание услуг запрещено законом.

Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении установления:

- условий, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг) (пп. 14 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей);

- условий, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя (пп. 6 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют.

Законодатель не указал признаки, по которым оказываемая потребителю услуга может быть признана навязанной. Понять это можно на примере банковских кредитов, оформляемых при условии страхования клиентами жизни и здоровья. В ч. 2 ст. 935 ГК РФ указано, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Такое условие предоставления кредита может быть оговорено только в договоре, т.е. согласовано сторонами (ст. 421 ГК РФ).

Не является нарушением возложение на потребителя обязанности по страхованию при наличии альтернативных условий получения кредита, например в виде повышенного процента. В данном случае страхование выступает в качестве способа обеспечения исполнения клиентом банка его обязательств по погашению кредита, право на который предоставлено банку (ч. 1 ст. 329 ГК РФ).

Если же предоставление кредита ставится в зависимость от страхования, не заключившему договор страхования потребителю не выдают кредит на других условиях или при заключении договора страхования клиента банка ограничивают в выборе страховой компании, настаивая на страховщике - партнере банка, соответствующие условия договора могут быть оспорены в суде, как нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей (п. п. 4 и 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013).

Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в т.ч. ч. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей, являются ничтожными (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Поскольку навязывание услуг подразумевает включение в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, условий, ущемляющих права потребителя (в т.ч. на свободный выбор товаров), установленные законодательством о защите прав потребителей, соответствующие действия продавца влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

 

Сливочное масло: на что обратить внимание при покупке

Рассказывает представитель Роспотребнадзора Екатерина Головкова.

– На что нужно ориентироваться при покупке сливочного масла? Что должно быть написано на упаковке? 

– Чтобы выбрать качественное сливочное масло, надо обращать внимание на следующие параметры:

  • Состав. В него должны входить сливки или цельное молоко. Масло с растительными жирами и другими добавками уже не считается натуральным продуктом. 
  • Сливочное масло, изготовленное по ГОСТу, относится к высшему сорту и изготавливается исключительно из молочного жира. Также у нас существуют и другие стандарты, которые дополняют общепринятый. 
  • Название. На упаковке должно быть обозначение: «масло». Если это какие-то другие названия, «продукт молочный» или «спред», это точно не натуральное сливочное масло. 
  • Стоимость. Средняя цена за 180 г пачку масла жирности 72,5–82,5% − 160 рублей и выше. 
  • Срок годности. Среднее время хранения сливочного масла – до 35 дней при температуре +60 °С. Если срок годности выше, то в составе могут содержаться консерванты. Следует отметить, что многие производители, основываясь на стандарты, при определенных условиях повышают время хранения, что вполне законно. 
  • Производитель. При выборе сливочного масла, как и других продуктов питания, стоит особое внимание уделить фирме-изготовителю. Известные марки строго следят за соблюдением государственных стандартов, что гарантирует качество покупаемого товара.