Оказание услуг воздушной перевозки регулируется Гражданским
кодексом РФ (далее – ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее – ВК РФ), Приказом
Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных
Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа,
грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
(далее – Правила), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее – Закон).
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее – ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.
По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.
Пассажир воздушного судна имеет право:
• проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
•
бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы
устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее
чем 10 кг на одного пассажира);
• бесплатного при внутренних перевозках (а при международных
воздушных перевозках –в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой
одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного
места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х
до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им
отдельных мест;
•
бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка,
а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине
перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или)
в полете.
Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки
воздушным транспортом пассажира и его багажа.
Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п. или забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.
При бронировании пассажирского места, оплате и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.
Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор) в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.
До
приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно
обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет
суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную
информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна
быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети
«Интернет» или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.
Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:
• отмена или задержка рейса, указанного в билете;
• изменение перевозчиком маршрута перевозки;
• выполнение рейса не по расписанию;
• несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
•
несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная
задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его
досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено
запрещенных к перевозке веществ и предметов;
• необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае
выполнения единой перевозки;
• внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена
его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено
медицинскими документами;
• непредоставление пассажиру обслуживания по классу,
указанному в билете;
• неправильное оформление билета перевозчиком или
уполномоченным агентом;
• иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.