Об информировании граждан

Об информировании граждан

Законно ли устанавливать минимальную стоимость заказа в предприятиях общественного питания

В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Тем не менее, исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации, определять перечень оказываемых услуг.   

При этом следует учесть, что предприятие общественного питания обязано оказать услугу в соответствии с перечнем услуг любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя (п.п. 4, 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1515).

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся, в том числе условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом (пп. 5 п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Таким образом, при приобретении одних товаров (продукции), в соответствии с перечнем услуг (меню), исполнитель не вправе навязывать приобретение иных товаров (продукции) при самовывозе товаров.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии предпринимает необходимые меры, чтобы пресечь подобные нарушения.

 

Как привлечь территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск к участию в суде

В соответствии с взаимосвязанными положениями  ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) Роспотребнадзор (его территориальные органы) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В гражданском процессе Роспотребнадзор, дающий заключение по делу, не подменяя истца или ответчика, как сторон гражданского судопроизводства (ст. 38 ГПК РФ), признается лицом, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ), что помимо совершения процессуальных действий, прямо предусмотренных ст. 47 ГПК РФ, позволяет дополнительно реализовывать права лиц, участвующих в деле, установленные положениями ст. 35 ГПК РФ, в том числе, дает право на обжалование решения и определений суда.

При этом порядок участия Роспотребнадзора в судебном заседании в указанных целях регулируется ст. 189 ГПК РФ, устанавливающей, что после исследования всех доказательств суд предоставляет слово для дачи заключения уполномоченному представителю государственного органа, участвующему в процессе (в случае очного участия).

Указанное среди прочего означает, что заключение Роспотребнадзора (его территориальных органов) по делу в целях защиты прав потребителей может быть дано как в устной, так и в письменной форме.

Причем такое заключение не относится к доказательствам по делу (ст. 55 ГПК РФ), в связи с чем к нему не применимы положения ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств. Поэтому, если суд не согласился с заключением государственного органа по конкретному гражданскому делу, он должен мотивировать свое несогласие в решении.

Помимо этого, в вопросе практической реализации Роспотребнадзором соответствующей функции, связанной с вступлением в гражданский процесс для дачи заключения по делу, следует исходить из того, что ни ч. 1, ни ч. 2 ст. 47 ГПК РФ не предусматривают оснований для отказа со стороны суда в рассмотрении (удовлетворении) заявленного ходатайства лица, участвующего в деле (в качестве которого, как правило, выступает заинтересованный пострадавший потребитель), о привлечении Роспотребнадзора, как государственного органа, наделенного законом соответствующими полномочиями, для названной цели.

В этой связи любого рода отказ суда в привлечении Роспотребнадзора для дачи заключения по делу будет свидетельствовать о воспрепятствовании реализации уполномоченным органом государственной власти возложенной на него функции по защите в судебной инстанции нарушенных гражданских прав, что, в том числе, может рассматриваться как неправильное  применение норм процессуального права, приведшее к неправильному разрешению дела (ч. 1 ст. 330, п. 4 ч. 1 ст. 362, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ).

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

 

О вступлении в силу новых правил технического обслуживания и ремонта газового оборудования

Федеральным законом от 18 марта 2023 г. №71-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации в отношении условий предоставления коммунальной услуги - газоснабжения. Цель изменений - создание безопасных условий эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.

Федеральным законом от 18 марта 2023 г. №71-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации в отношении условий предоставления коммунальной услуги - газоснабжения. Цель изменений - создание безопасных условий эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.

С 1 сентября 2023 года функции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования передаются газораспределительным организациям. 

 Для обслуживания внутридомового газового оборудования законом предусмотрена обязанность для всех (в зависимости от формы правления) УК, ТСЖ, ЖСК (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) заключить договор о техническом обслуживании и ремонту внутридомового оборудования со специализированной газораспределительной организацией, которая будет наделена исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.

Изменения, предусматривающие обязанность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования со специализированной организацией, должны быть внесены в договор управлением домом - если дом обслуживает управляющей компанией, в уставы, если дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, изменения необходимо внести до 30 ноября 2023 года.

Все договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенные ранее 1 сентября 2023 года, в срок до 1 января 2024 года должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции нового Федерального закона.

Граждане могут заключать договоры каждый самостоятельно в индивидуальном порядке или могут определить на общем собрании собственников лицо, которое заключит один договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования от имени всех собственников и нанимателей в доме.

Размер платы за техническое обслуживание и ремонт будет рассчитываться самой специализированной организацией, на основании методических указаний, разработанных Минстроем Российской Федерации

На что обратить внимание в салоне красоты?

В связи с растущей популярностью услуг салонов красоты и маникюрных кабинетов территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск  обращает внимание потребителей.

 Посетителям салонов красоты следует обратить внимание на следующие моменты:

- Перед началом и после окончания обслуживания клиента мастер должен тщательно вымыть руки с мылом;

- Обратите внимание на то, как дезинфицируются инструменты. Для предупреждения распространения гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций проводится дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос мастер обязан мыть под проточной водой, дезинфицировать в бактерицидных излучателях или в растворах дезинфицирующих средств;

- Для обслуживания клиентов салон обязан использовать только чистое белье, запас которого должен обеспечивать индивидуальное применение его для каждого посетителя. Это могут быть и одноразовые шапочки, накидки, салфетки;

- Если мастер использует при стрижке пеньюар из синтетической ткани, то это возможно только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком;

- Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном. Допускается использование кисточек для удаления остриженных волос только при условии их дезинфекции после каждого клиента;

- Парфюмерно-косметические средства должны иметь сертификаты соответствия или декларации о соответствии, не просроченные сроки годности и русский перевод потребительской информации;

- У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца с результатами медицинских и лабораторных обследований.

Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что услуги по маникюру и педикюру, связанные с повреждением целостности кожных покровов, представляют эпидемиологическую опасность для населения и требуют выполнения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в соответствии с требованиями санитарных правил.

Для предупреждения распространения гепатитов, ВИЧ-инфекции, грибковых заболеваний и других инфекций мастер по маникюру и педикюру должен выполнять весь комплекс противоэпидемических мероприятий с использованием необходимых дезинфицирующих средств и с соблюдением режима дезинфекции оборудования, маникюрного и педикюрного инструментария.

Все манипуляции, которые могут привести к повреждению кожных покровов, должны осуществляться с применением стерильных инструментов и материалов.

 Потребителям услуг ногтевого сервиса советуем обращать внимание на следующие моменты:

- Все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;

- инструменты для маникюра и педикюра должны стерилизоваться, упакованными в стерилизационные упаковочные материалы и в них же храниться. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах;

- инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов, после каждого клиента без предварительного промывания водой должны помещаться в дезинфицирующий раствор;

- подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеенчатый чехол, который после каждого использования должен протираться дезинфицирующим раствором. Допускается использование одноразовых чехлов;

- ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции;

- при выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, которые после использования подлежат дезинфекции и утилизации;

- Сотрудники студии ногтевого сервиса обязаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проходить медицинские осмотры, иметь личные медицинские книжки;

 Обращаем внимание потребителей, что обеспечить соблюдение санитарных требований при оказании услуг ногтевого сервиса в домашних условиях непросто, риски для потребителя значительно возрастают. 

Калина красная – чем полезна осенняя ягода

В этой сладко-горькой ягоде витамина С больше, чем в лимоне! Поэтому в период простуд чай из калины будет отличным укрепляющим средством. И это еще не все.

Считается, что калина получила свое название из-за того, что ярко-красные, будто бы светящиеся алым светом ягоды похожи на раскаленное на огне железо. Особенно заметно калина красная выглядит на фоне первого быстро тающего снега. Ягоды этого кустарника созревают ближе к сентябрю, но собирают их обычно позже, после первых заморозков: мороз делает горечь ягод калины не такой сильной.

Чаще всего калину употребляют в виде варенья и джема или добавляют ее в чай. Диетологи считают, что второй способ предпочтительнее: все же длительная термическая обработка, предполагающая изготовление варенья, лишает ягоды части полезных веществ, да и добавление значительного количества сахара делает такой десерт довольно калорийным. Лучше всего употреблять калину свежей, в чае или морсе, или заморозить ее на зиму – тем более, именно в холодный период эта ягода будет особенно полезной. Почему? Рассмотрим ниже.

Масса пользы при минимальной калорийности

Ягоды калины не содержат ни белка, ни жира, и углеводов в них всего 7 граммов на 100 г продукта. Поэтому калина весьма низкокалорийна – со 100 граммами ягод вы получите всего 26 ккал. Зато содержание витаминов, минералов и других полезных веществ в этой горьковатой ягоде весьма впечатляющее.

В частности, калина содержит много витамина С – на 70% больше, чем лимон! Это делает ее отлично укрепляющим иммунитет средством. Также в ягодах присутствуют витамины К, D, T, P, каротин, токоферол, плюс – магний, цинк, калий, фосфор, железо, пектин, дубильные и эфирные вещества и органические кислоты.

Все это придает ягодам калины целый ряд полезных свойств:

помощь в профилактике вирусных инфекций, в восстановлении организма после простуды, облегчение боли в горле и кашля;

мягкое мочегонное действие;

мягкое же гипотензивное действие (то есть, способность снижать артериальное давление), помощь работе сердечно-сосудистой системы;

помощь в борьбе с бессонницей, легкое успокаивающее действие;

снижение интенсивности болевого синдрома благодаря спазмолитическому эффекту;

антибактериальный эффект (однако, если врач выписал вам антибиотики, не стоит заменять их калиной, лучше дополнить рацион этой ягодой).

Также есть сведения о пользе ягод калины при предменструальном синдроме и менопаузе из-за содержания в них фитоэстрогенов, растительных веществ, по действию сходных с женскими гормонами.

Кому стоит воздержаться от употребления калины?

С осторожностью стоит отнестись к употреблению калины людям с болезнями желудочно-кишечного тракта, в частности, язвенной болезнью, повышенной кислотностью желудка, заболеваниями почек, особенно – в периоды обострения. Также врачи не рекомендуют эту ягоду тем, кто болен подагрой, артритом и тромбофлебитом. Так как калина понижает давление, осторожнее с ней нужно быть гипотоникам. Не стоит употреблять калину во время беременности и кормления грудью и при индивидуальной непереносимости и аллергии на эту ягоду.

(по материалам сайта здоровое-питание.рф)

 

Порядок действий потребителей при оказании услуг ненадлежащего качества АО «Почта России»

При несвоевременной доставке либо недоставке почтовых отправлений (адресованные письменная корреспонденция, посылки) прежде всего, следует воспользоваться сервисом, предоставленным Почтой России на своем официальном сайте www.pochta.ru, где по номеру почтового идентификатора (трек-номера) можно отследить местонахождение своих писем и посылок, а также бесплатными мобильными приложениями Почты России, которые, кроме отслеживания почтовых отправлений, содержат и другие функции.

В случае выявления факта несвоевременной доставки (недоставки) почтового отправления, следует обратиться к оператору в досудебном (претензионном) порядке, который обязателен в силу статьи 37 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить оператору претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменном виде. В претензии указываются требования потребителя, предусмотренные законом и их основания, данные документа, удостоверяющего личность заявителя, номер почтового перевода, дата и место приема, место назначения; сумма почтового перевода, адрес и полное наименование отправителя и адресата.

Претензию следует писать в двух экземплярах, вручить исполнителю услуг одним из способов: лично, при этом на втором экземпляре претензии представитель исполнителя должен поставить отметку о получении (входящий номер, дату получения, фамилию, имя, отчество, подпись), или направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, чек) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: – на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, – в течение 5 дней; – на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств – в течение 30 дней.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо его согласия удовлетворить претензию частично, либо неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд по своему выбору в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания; заключения или исполнения договора. При этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

 

Дистанционная торговля в вопросах и ответах

Вопрос 1. Что такое дистанционная торговля?

Ответ: Дистанционная торговля — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

Вопрос 2. Каким документом регламентируются правила продажи товаров дистанционным способом (через интернет)?

Ответ: Этим документом является Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Вопрос 3. Какие товары нельзя продавать дистанционным способом?

Ответ: Действующим законодательством РФ установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Вопрос 4. Должен ли продавец предоставить какую-либо информацию покупателю при продаже товаров дистанционным способом до заключения договора розничной купли-продажи?

Ответ При дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет», и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Вопрос 5. Какую информацию и в какой форме должен предоставить продавец покупателю о себе?

Ответ: Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети "Интернет" (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

Вопрос 6. Кто оплачивает расходы при возврате товара потребителем?

Ответ: Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

Вопрос 7. Может ли продавец при возврате суммы, уплаченной покупателем за товар, при отказе его от товара удержать свои расходы на доставку покупателя возвращенного товара?

Ответ: Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

Вопрос 8. Кому может продавец передать товар?

Ответ: Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи. (п.20)

Ответы на другие вопросы по дистанционной торговле вы можете узнать в Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

О дистанционной продаже лекарственных препаратов

В соответствии с п.26 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. №2463, продажа лекарственных препаратов для медицинского применения при дистанционном способе продажи товара осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020г. №697.

В соответствии с п.26 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. №2463, продажа лекарственных препаратов для медицинского применения при дистанционном способе продажи товара осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020г. №697.

Дистанционным способом может осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.

Розничная торговля лекарственными препаратами дистанционным способом включает в себя прием, формирование, хранение и доставку заказов на лекарственные препараты, а также отпуск лекарственных препаратов.

Розничная торговля лекарственными препаратами дистанционным способом осуществляется аптечными организациями (за исключением индивидуальных предпринимателей), имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с указанием выполняемой работы (оказываемой услуги) по розничной торговле лекарственными препаратами и владеющими такой лицензией не менее одного года.

Прием заказов на розничную продажу лекарственных препаратов дистанционным способом осуществляется посредством личного обращения покупателя в аптечную организацию при помощи сети «Интернет» через сайт (мобильное приложение) аптечной организации, по телефонам службы заказа лекарственных препаратов, справочной службы или иного структурного подразделения аптечной организации, осуществляющего прием заказов на лекарственные препараты.

Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи аптечной организацией покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения аптечной организацией сообщения о намерении покупателя приобрести лекарственные препараты.

Покупатель вправе отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.

В случае доставки заказа ненадлежащего качества (ненадлежащее качество лекарственного препарата, доставленный заказ не соответствует заказанному по количеству или составу) покупатель вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного лекарственного препарата и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащего исполнения заказа.

Досудебный порядок урегулирования споров

Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций в судебном и досудебном порядке. Досудебный порядок урегулирования спора – довольно эффективный способ разрешить конфликт интересов или взыскать долг без суда.

Сущность досудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд.

Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно. Но необходимо знать, что выделены отдельные правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта.

В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пленум Верховного Суда РФ 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» представил долгожданные разъяснения о досудебном порядке урегулирования споров, рассматриваемых в арбитражном и гражданском процессах.

 Обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен по спорам:

- о заключении договора в обязательном порядке;

- об изменении и о расторжении договора;

- о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды;

-  о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа;

-  с участием потребителей финансовых услуг, предъявляющих к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги, требования имущественного характера, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения;

- воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты;

- перевозки груза автомобильным транспортом;

-  перевозки груза морским транспортом;

- перевозки пассажира, багажа, груза или буксировки буксируемого объекта внутренним водным транспортом;

- об оказании услуг связи, в том числе почтовой.

В досудебном порядке потребителю необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, кроме того должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать, кроме защиты его права, возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем, с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Направление заинтересованным лицом сообщения, имеющего информационный характер и (или) являющегося основанием для обращения в суд, не является досудебным порядком урегулирования спора.

При этом, Верховный суд разрешил направлять претензию в мессенджерах и социальных сетях, если стороны по договору обычно так и общаются.

Кроме того, не обращаясь предварительно к ответчику, Вы лишаете себя возможности взыскать неустойку и компенсацию морального вреда, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Например, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 

Что должен знать потребитель при получении услуг ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из значимых проблем. В связи с этим, хотелось бы напомнить, что Закон Российской Федерации от 07.02.1992г.  №2300-1 «О  защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) устанавливает права потребителя на  получение услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации  об услугах (работах), об их исполнителе.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из значимых проблем. В связи с этим, хотелось бы напомнить, что Закон Российской Федерации от 07.02.1992г.  №2300-1 «О  защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) устанавливает права потребителя на  получение услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации  об услугах (работах), об их исполнителе.

    В соответствии со статьей 4 Закона №2300-1, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

    Согласно ст.7 Закона №2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее пользования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.     

    Требования, которые должны обеспечивать  безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения  вреда имуществу потребителя, являются обязательными  (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т. д.).

    Кроме этого, в соответствии со ст.10  Закона №2300-1, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной  информации о себе и о предоставляемых услугах.

 

Рекомендации потребителям об оказании платных образовательных услугах

Отношения в сфере образовательных услуг регулируются Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 года № 1441.   

При оказании платных образовательных услуг исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия представлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 

Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

- полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

-  место нахождения или место жительства исполнителя;

- наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

-  место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

-  фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

-  фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);

-  права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

-  полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;

-  сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

-  вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

- форма обучения;

-  сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);

- вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

- порядок изменения и расторжения договора;

-  другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

При заключении договора об оказании платных образовательных услуг следует удостовериться, что все указанные в нем сведения соответствуют актуальной информации на официальном Интернет-сайте образовательной организации, и проверить полномочия лица, уполномоченного подписывать договор.

С учетом ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.   

На основании ст.32 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами заказчик вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного оказания образовательных услуг;

- соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

- поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

-  потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

- расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:

- применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

-  невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;

-  установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

- просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

-  невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействий) обучающегося.

Урегулирование гражданско-правовых споров между заказчиком и исполнителем осуществляется в добровольном (путем направления претензии заказчиком образовательной организации) или судебном порядке.

Следует знать, что статья 17 Закона о защите прав потребителей предоставляет потребителю право обратиться по своему выбору с иском в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

 

 

Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна